О пользе творчества

Очень часто от мам малышей можно услышать: «Какое рисование, мой всё тянет в рот!». При чем эту фразу, как заученную мамы повторяют и в 6 месяцев, и в год, и даже в 2 года! А позже добавляется: «Он не умеет, только всё испачкает, а мне потом убирать!» Знакомая ситуация? А ведь по мнению специалистов творчество должно окружать ребенка чуть ли не с рождения, самый оптимальный возраст для знакомства с красками и материалом для лепки – 8-9 месяцев. Мой опыт показывает, что можно начинать рисовать и с 2,5-3 месяцев, главное понимать, какие цели мама ставит перед собой и малышом. Давайте разберемся, зачем же ребенку в таком возрасте творчество, в частности, рисование?

SpTY4U9KHo0

1. Это обогащение сенсорного опыта. Ребенок знакомится с разными по структуре материалами, только через собственные ощущения он понимает, как определить твердое и мягкое, скользкое и острое, холодное и горячее. В раннем возрасте нужно дать пощупать, потрогать, облизнуть (по возможности, если не опасно) максимально возможное количество различных материалов, словами комментируя при этом ощущения малыша. И чем младше кроха, тем больше возможностей потрогать у него должно быть. Это мама в силу возраста и опыта уже знает, что вода жидкая и мокрая, а камень твердый и холодный, у малыша таких ассоциаций не возникнет, если Вы это будете показывать, а потрогать не дадите. Прежде чем показать баночку с краской и сказать, какая она (на ощупь), попробуйте сами опустить палец в баночку и описать полученный опыт для себя. У меня был случай, когда ребенок трех лет, увидев большие банки пальчиковых красок вместо того, чтобы с радостью начать рисовать (он до этого рисовал буквально с пеленок, но таких больших банок еще не было), он по очереди стал опускать сначала пальцы, а потом и полностью кулачок в краску, буквально, оценивая ощущения. Рисовать он начал этими красками раза с третьего. Пришлось повторить его опыт, чтобы понять, что происходит. Оказалось, что это, действительно, приятно и необычно, более того, глядя на краску со стороны, я бы вряд ли смогла оценить ее структуру на ощупь.

2. Мелкая моторика. Мы уже говорили о важности развития мелкой моторики для малышей, здесь напомню только, что мелкая моторика важна всегда, но наиболее тесно связанная с развитием мозга ДО года.

3. Координация движений. Это уже крупная моторика. Грубо говоря, это подготовка руки к письму…. Когда-нибудь ребенок пойдет в школу, а кроме умения читать и считать ему понадобится еще и умение писать. Так вот, умение писать начинается задолго до того, как малыш познакомится с буквами, более того, задолго до того, как он научится рисовать (в нашем понимании, т.е. рисовать что-то узнаваемое), и даже задолго до того, как он станет по указке чертить прямые и волнистые линии и разукрашивать рисунки. Начинается подготовка руки к письму с рисования пальчиками, а потом кисточкой для соотнесения ребенком своих желаний и результатов движения рукой. Т.е. ребенок учится управлять собственным телом. Точно также, как он попадает шнурочком в дырочку, собирает пирамидку, рисование, в плане совершенствования координации движений – это еще один вариант подобной деятельности. Кроме того, хорошая координация руки вместе с мелкой моторикой формирует почерк и возможность заниматься в дальнейшем мелкой скурпулезной работой.

4. Свой след. Почему же нельзя ограничиться только развивающими игрушками, но нужны и творческие занятия? Вы сталкивались (возможно, слышали от друзей, если Ваш кроха еще не брал в руки краски/маркеры/карандаши) с тем, что малыш (а иногда и совсем не малыш) рисует не на бумаге, а буквально, на всём: на стене, шкафах, полу, столе, даже на диване или кресле? Во-первых, это просто интересно – будет ли карандаш рисовать на стене, если он рисует на бумаге? И что на это скажет мама? Во-вторых, само осознание, что я есть в этом мире, и я оставил в нем свой след, теперь-то уж точно никто не забудет, что я здесь был. С оставлением следа можно работать в направлении объяснения, что оставить свой след можно и на бумаге, а чтобы было видно – повесить рисунок на стену и не уставать им любоваться (вслух!) Особенно это справедливо для мальчиков. А прежде, чем ругать за изрисованные обои, попробуйте порисовать на стене сами (ну Вам же все равно уже с этим местом на стене что-то делать  Понравилось? Тогда выберите место, где малыш, если уж ему так хочется, сможет безнаказанно рисовать НА СТЕНЕ. Можно, если жалко дорогие обои, прикрепить на это место ватман… тогда его периодически можно будет менять… или как альтернатива есть еще графитная поверхность для рисования мелом (самолеящаяся, панель, аэрозоль – это на выбор) или маркером.

5. Результат. Это к вопросу о развивающих игрушках. Они нацелены на отрабатывание определенных функций, результат всегда один и тот же – правильно или нет. А в процессе творчества нет правильности, и при этом есть результат, причем, всегда разный.

6. Формирование цветовосприятия. Это к вопросу о гармонии и наглядности. С одной стороны. Знакомясь с красками и смешивая цвета, малыш со временем «выходит» на чистые, красивые оттенки, обычно после того. Как вдоволь накрасится темными и яркими цветами. С другой стороны, только показывая цветные картинки, Вы никогда не заставите ребенка запомнить, что желтый и красный цвет при смешивании дают оранжевый, желтый и синий, дают зеленый, а способа получить коричневый, как минимум три. И это еще не все плюсы раннего рисования. Например, рисование пальчиками с малышом 2-3 месяцев ускоряет раскрытие кулачка и активизацию деятельности отдельных пальчиков. Естественно, процесс рисования с малышами непродолжителен по времени (от 10-20 минут с двухлеткой до 2-3 минут с детками до года) и к нему надо тщательно готовиться, чтобы потом не пришлось долго убираться. Но это сиюминутно, а навыки и умения с ребенком останутся на всю жизнь. Кроме того, останется воспоминание (а у малышей они почти сразу уходят на подсознательный уровень и формируют мировоззрение), что это был процесс СОВМЕСТНЫЙ с мамой, мама рядом, мама помогает. Маме не все равно, она участвует в моей жизни. Забудется сам процесс, забудется грязь, останутся только эти совместные воспоминания и доверие к маме. Поверьте, в подростковом возрасте Вам это очень пригодится .

Метки , , . Закладка постоянная ссылка.

Возможность комментирования заблокирована.