Раннее развитие, хорошо или плохо?

Сейчас очень модно понятие «раннее развитие», развивающие занятия для малышей проводятся практически с рождения, иностранный язык, а то и два, самое позднее  - с трех лет. Глядя на всё это, чуть ли не каждая мама считает своим долгом научить к 3-4 годам свое сокровище читать, считать, и иногда даже писать. А нужно ли это ребенку?d183d0bcd0bdd18bd0b9-d180d0b5d0b1d0b5d0bdd0bed0ba1

Давайте разбираться.

С одной стороны, есть знаменитые Макато Шичида, Масару Ибука, Синити Сузуки, Глен Доман, Мария Монтессори, и некоторые другие имена, знакомые родителям, задавшимся идеей развития своего малыша с пеленок. С другой  стороны есть психология и физиология человека, в нашем случае – ребенка, от которой, как ни крути, никуда не денешься.

Начнем с того, что же считать ранним развитием?

Каждый родитель вкладывает в это понятие что-то свое, и соответственно, по-своему, прав. Кто-то считает ранним развитием умение читать и считать, кто-то – развитие речи, кто-то – развитие социальных навыков, кто-то  - совершенствование мелкой моторики, а кто-то просто общее комплексное развитие малыша дошкольного возраста. Истина, как всегда – где-то посередине.

Уже общеизвестно, что мозг человека по большей части (примерно на 70%) формируется в утробе матери, еще около 20% - до года, и оставшиеся проценты – практически полностью – до трех лет. Т.е. ко времени отправления своего чада в школу, родители, грубо говоря, отправляют его уже не за знаниями, а «посидеть за партой». Но это только на первый взгляд. Не все так просто. В утробе матери не только мозг, но и все системы развиваются по максимуму – иначе ребенок бы просто не смог выжить, попав в большой мир. Что касается развития после родов – примерно до 1,5 лет в мозге формируются стволовые клетки. Это клетки, ответственные за общие функции организма – за выживание. Т.е. как организм человека будет функционировать на протяжении всей дальнейшей жизни, какой у него будет иммунитет, адаптационные способности, определяет первый год. Далее в период 1,5-4,5 года формируется лимбическая система, ответственная за эмоциональную сферу. Иначе говоря, ребенок, прежде, чем Вы будете его учить читать, должен научиться приспосабливаться к незнакомому миру, затем – чувствовать его и выражать свои эмоции, а только потом на эти базовые слои, как на хлеб в бутерброде, должно наложиться маслом интеллектуальное знание – пресловутое «как хорошо уметь читать». Если следовать этой схеме, то развитие ребенка будет проходить плавно и с хорошей скоростью. Если «хлеб» будет дырявый, то никакие знания малыш просто не в состоянии будет воспринять – все его силы будут уходить на защиту от вероятной угрозы, и развитие, соответственно, будет тормозиться. Т.е. грубо говоря, ребенок не только не научится читать, но и ходить не будет в положенное время.

Что ж теперь, все ранее упомянутые известные люди этого не знали и призывали к полной ерунде?

vostanovlenie-figuri-posle-rodov-300x202Не совсем. Каждая из методик раннего развития (по крайней мере, в оригинале) не была ограничена лишь попыткой впихнуть в маленькую головку младенца огромное количество знаний. Это был комплексный подход, который включал в себя и двигательную, и интеллектуальную, и чувственную составляющую. Например, Методика Глена  Домана (кстати, как и многие методики раннего развития, основанная на наблюдениях за особенными детьми) включает в себя значительную долю физических упражнений, и меньше половины всего комплекса составляют карточки. Некоторые родители (естественно, здоровых малышей) о физической составляющей даже не знают. Но главное, что любая методика предполагала присутствие рядом близкого человека, в идеале – это мама. Т.е. чем младше ребенок, тем больше потребность именно в маме – в первом источнике знаний, источнике определения чувств и распознавания эмоций, но главное – в источнике безопасности большого окружающего мира.

Сейчас многие «специалисты» выделяют из методик раннего развития  ключевые моменты, самые интересные на их взгляд, и доносят их до родителей. Последние не всегда хотят разобраться, что к чему. А стоило бы. Стоило бы взвесить все возможные результаты и последствия.

Что же в этом во всем может быть плохого?

Собственно, кто-то этому не придаст значения, но надеюсь, не родители, читающие этот пост. В жизни человека по мере его развития сменяют приоритет разные сферы жизни. В самом раннем возрасте преобладает двигательная сфера (грубо говоря, ребенок должен надрыгаться, наползаться, набегаться вволю), затем двигательная сфера уступает пальму первенства чувственной зоне (развитие лимбической системы помните?), т.е. в этом периоде максимальное развитие получает не интеллект, а умение управлять своими эмоциями (улавливать чувства окружающих, считаться с ними, учиться выражать свои чувства), а вот дальше уже начинает преобладать интеллектуальная сфера. Ну и что, скажете Вы, разве нельзя поменять их местами? А вот нельзя. Нельзя, потому что гармония в организме ВАШЕГО ребенка нарушится и в первую очередь ОН от этого будет страдать, ну а с ним и Вы. Если мы форсируем какую-то из сфер в ущерб другой, то во-первых, ущемленная сфера все равно найдет себе выход – либо ребенок в несвойственном ему возрасте будет наверстывать упущенное (например, есть мнение, что преступники – это люди, которые в детстве не доиграли в прятки и догонялки), либо возникнут болезни, комплексы, непонятные страхи, которые иногда стоят детям жизни.

Вот так категорично и жестко? Т.е. раннее развитие – это зло без компромиссов?

А вот и нет. Педагогика, психология и прочие гуманитарные науки не приемлют категоричности. Каждый человек индивидуален, соответственно, к нему нужно искать индивидуальный подход. И чем человек меньше, тем подход должен быть индивидуальнее.

Что я этим хочу сказать?

В первую очередь, ЛЮБИТЕ своих детей такими, какие они есть, а не за то, что они в год научились считать, а в два – читать.

Во-вторых, если Вы выбираете для своего ребенка какую бы то ни было методику раннего развития, изучите ее досконально, а только потом экспериментируйте на собственном ребенке.

В-третьих, ЛЮБУЮ, даже самую проверенную и сто раз нахваленную методику АДАПТИРУЙТЕ под СВОЕГО ребенка. И не важно, что по ней занимаются все дети из вашей песочницы – дети все разные, и потребности в конкретный момент у них разные.

90oFgJnfJMwВ-четвертых, если Вы выбрали методику, направленную на развитие интеллекта, будьте готовы обеспечить малышу такое же увеличение доли двигательной активности – делайте гимнастику, ходите в бассейн, и просто балуйтесь, беситесь, кувыркайтесь вместе с ним на диване – что угодно, чтобы сохранить качественное равновесие знания=движение.

В-пятых, если Вы занимаетесь со своим ребенком, будь то показ карточек или развивайки для малышей в группах, помните – не важно, сколько Ваш малыш усвоит из каждого конкретного занятия. Важно, что это время ОН провел с ВАМИ, а ВЫ с НИМ. Одно только это – дополнительная возможность побыть вместе и заняться общим делом – должно Вас радовать и подталкивать продолжать в том же духе. А Ваш положительный настрой обязательно передастся малышу. И будьте уверены, что в хорошем настроении приобретаются навыки ЛЮБОЙ СЛОЖНОСТИ, даже той, которую Вы от собственного ребенка и не ожидали.

И, наверное, последнее на сегодня – постарайтесь запомнить ощущение ОБЩЕГО ДЕЛА и не терять его с взрослением Вашего чада, тогда и проблем с нахождением общего языка будет возникать меньше.

 

Метки , , , . Закладка постоянная ссылка.

Возможность комментирования заблокирована.